Знакомство с pascal: написание первой программы

Знакомство с pascal: написание первой программы

Pascal является языком программирования, написанный Никлаусом Виртом в конце 60-х годов. Язык был опубликован как небольшой и эффективный, способствующий легкому и понятному стилю программирования на основе логической структуры программирования и данных. Название получил в честь известного математика Блеза Паскаля.

Рис. Никлаус Вирт

С самого начала, Паскаль создавался как учебный язык с простым синтаксисом, строящимся на минимальном количестве основных понятий и умеющий простым компилятором переводить программы в машинный код. Первая версия языка была очень громоздкой для коротких программ. Но уже тогда этот язык мог создавать мощные программы с поддержкой определенной структуры.

Первое восхождение Pascal «почувствал» с появлением приставки Турбо.

Турбо Паскаль – направление языка программирования Pascal, созданный в 80-х годах для повышения качества и скорости разработки программ. Приставка «Турбо» отражает торговую марку разработчика Borland International (США). Турбо Паскаль – это интегрированная среда программирования, включая в себя редактор, компилятор, отладчик со множеством сервисных возможностей.

В 1992 г. Компания Borland International опубликовала две версии приложений на языке Паскаль – это Turbo Pascal 7.0 и Borland Pascal 7.0

Turbo Pascal 7.0 использовал все современные достижения в сфере программирования. Он может работать на любых машинах. К тому же его цена не отпугивала покупателей. Эта версия обладала широчайшимив озможностями и имела огромную модульную библиотеку. позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить и исправлять ошибки, Turbo Pascal мог «складывать» программы из разных частей, исправлять ошибки и выполнять отлаженную программу.

Перед другими языками преимущества Паскаля можно выделить такие:

  • краткость языка (его иногда называют “спартанским” языком)
  • легкость и простота процесса программирования
  • мобильность и компактность написанных программ
  • умение отлаживать программы

Из первоначальных недостатков языка Pascal есть:

  • отсутствие надежных средств для работы с динамической памятью
  • небольшая библиотека ввода/вывода
  • отсутствие возможности подключения функций, написанных на других языках и другие.

Первое открытие Паскаль

Для запуска Паскаля нужно отыскать в древовидной структуре каталогов ПК этот папку PASCAL и запустить из нее файл TURBO.EXE. Он содержит готовую к работе диалоговую систему. В него входят минимально необходимые компоненты Паскаля (текстовый редактор, компилятор, компоновщик изагрузчик).

Для выхода из Паскаля нужно нажать сочетания клавиш Alt + X и программа закроется. При необходимости вызова режима помощи (Help), нажмите на клавиатуре F1.

Написание первой программы

Итак, любая программа в Паскале начинается с заголовка такого вида:

Далее идет раздел описаний, где должны быть описаны нужные идентификаторы, использующиеся в программе:

Потом идет описания раздел операторов.

Этот раздел начинается со слова Begin, а заканчивается End.

Здесь задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний.

Операторы отделяются точкой с запятой друг от друга.

После слова End ставится точка.

Строгий синтаксис в языках программирования необходим потому как компьютер – исполнитель программы.

Допустим, если разделителем в списке переменных должна быть запятая, то другой знак уже будет восприниматься ошибкой.

Если программист забыл поставить точку с запятой между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один и с ошибкой.

Запуск написанной программы

Для запуска программы нужно: выйти в главное меню с помощью клавиши F10 выбираем режим RUN дважды нажать Enter.

После этих действий на экране появится сообщение:«Введите два целых числа через пробел».

Там, где мигает курсор вводим два целых числа через пробел и жмем Enter,

после этого появляется сообщение: произведение равно.

Как сохранять программы

Для того, чтобы сохранить программу, нужно:

– выйти в главное меню и выбрать режим File

– нажать Enter и из появившегося окна выбрать режим Save as.

– снова жмем Enter и появляется окно, в котором нужно набрать имя файла.

  • где а: – название диска, где сохранится файл
  • primer_1 – имя файла (может содержать не болmit 8 символов)
  • pas – расширение файл написанного на языке Паскаль.

Вопросы

1. Кто и когда написал язык Паскаль?

2. Что представлял из себя этот язык?

3. Назовите преимущества и недостатки языка Паскаль.

4. Как запустить Паскаль?

5. Процесс написания программы.

6. Как сохранить написанную программу?

Список использованных источников

1. Урок на тему: «Язык программирования Паскаль», Олейникова Т. В., г. Харьков.

2. Моргун А. Н. Программирование на языке Паскаль. Основы обработки структур данных. – М.: Диалектика, 2005 г.

3. УсковаО. Ф. Программирование на языке Паскаль. Задачник. – Питер, 2003 г.

Отредактировано и выслано преподавателем Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Соловьевым М. С.

Над уроком работали

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Уроки программирования на языке Pascal!Урок 1. Описание и первая программа.

Язык программирования Pаscal – весьма несложный язык и ознакомившись с ним, вы сможете с лёгкостью перейти в объектно ориентированное программирование. Начнём.Для работы мы будем использовать среду разработки Free Pascal(или можете использовать Turbo Pascal)
Любой язык программирования имеет описательную часть,(В Assembler – она называется Data Segment) в которой мы описываем то с чем будем работать. Переменные, константы,типы и проч. Первое с чем стоит ознакомится это блок описания переменных. Данный блок начинается с зарезервированного слова “var”(от англ. variables – переменные).
Именная переменных могут быть любые, но желательно придавать им некий смысл. Например сумма -S, произведение – P, и т.д. Главное запомнить два правила: 1)Имя переменной начинается с буквы(не с цифры). 2) Имя переменной не должно содержать кириллицу(русские буквы).
Далее.
Каждая переменная должна быть охарактеризована типом. Типы могут быть как стандартными, так и пользовательскими. Переменная может характеризоваться как числами, так и символами.

BYTE целое число от 0 до 255, занимает одну ячейку памяти (байт).

BOOLEAN логическое значение (байт, заполненный единицами, или нулями), true, или false.

WORD целое число от 0 до 65535, занимает два байта.

INTEGER целое число от –32768 до 32767, занимает два байта.

LONGINT целое число от –2147483648 до 2147483647, занимает четыре байта.
REAL
число с дробной частью от 2.9*10-39.до 1.7*1038, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 12-го знака после запятой, если результат какой либо операции с REAL меньше, чем 2.9*10-39, он трактуется как ноль. Переменная типа REAL занимает шесть байт.

DOUBLE
число с дробной частью от 5.0*10-324.до.1.7*10308, может принимать и отрицательные значения, на экран выводится с точностью до 16-го знака после запятой ,если результат какой либо операции с DOUBLE меньше, чем 5.0*10-324, он трактуется как ноль. Переменная типа DOUBLE занимает восемь байт.

CHAR символ, буква, при отображении на экран выводится тот символ, код которого хранится в выводимой переменной типа CHAR, переменная занимает один байт.

STRING строка символов, на экран выводится как строка символов, коды которых хранятся в последовательности байт, занимаемой выводимой переменной типа STRING; в памяти занимает от 1 до 256 байт – по количеству символов в строке, плюс один байт, в котором хранится длина самой строки.

Переменная типа байт будет иметь следующий вид:
var
a:byte;
так-же к одному типу можно приписывать множество переменных:
var
a,b,c,d,e:integer;

Так же – типы могут задаваться пользователем с помощью описательного блока Type.
Сперва указывается название типа, а затем описание типа. В качестве описания типа может быть множество.

С данным блоком мы познакомимся более подробно в следующих уроках.
Третий описательный блок – константы.
константы – не имеют типа(за исключением типизированных констант, но об этом позже). Они делятся на числа и символы.

Для написания простейшей программы, этого достаточно. Дальше мы это рассмотрим более подробно. А теперь напишем вашу первую программу.

Суть программы будет в проведении арифметических действий над двумя числами и записи результата в третье.
Сперва опишем переменные.
var
a,b,c:real;
(напомню, что переменные типа real(иначе числа с плавающей точкой или числа с плавающей запятой), могут содержать в себе дробные числа(в отличии от integer). Два данных типа наиболее часто используются в базовых уроках).
После описания идут программные скобки. В разных языках они разные, в Pascal программные скобки представлены в виде слова Begin(Открывающая скобка) и End.(Закрывающая).
В коде они выглядят так:
Begin
End.
Таких скобок может быть несколько, однако основные скобки, всегда заканчиваются словом End.(с точкой).
Арифметические действия в Паскале изображаются стандартными символами.
“+”-сложение
“-” – вычитание
“/”-деление
“*”-умножение
Чтобы записать результат выполнения в переменную используется команда присвоения. – “:=”;
Но прежде чем выполнять данные действия, необходимо внести значения переменных в программу. Для того, чтобы программа запросила вод данных, используется команда Read().
Поскольку арифметические действия будут выполнятся над 2мя числами – программа должна запросить на ввод – 2 числа.

Read(a,b);
(Обратите внимание, что операторы(строки выполняющие какие либо действия) разделяются точкой с запятой).
Но помимо ввода, данных, нам необходимо вывести результат на экран. Для этого используется команда Write().
Оформим нашу программу.

var
a,b,c:real;
begin
read(a,b);
c:=a+b;
write(c);
end;
Алгоритм нашей программы можно описать так: Ввод данных, подсчёт суммы введённых чисел и запись их в переменную результата. Вывод переменной результата.
Оператором Write, можно выводить не только переменные, но и просто текст! Текст для вывода берётся в кавычки.

Операторы Pascal не восприимчивы к регистру.(Другими словами, неважно большими или маленькими буквами писать).
Теперь, после того как вы записали программу, нажмите комбинацию клавиш Ctrl+F9 или Run на панели инструментов, для запуска программы. Что мы видим? Программа выполнилась и сразу закрылась. (Если это не так, значит у вас возникли ошибки, окно в нижней части экрана, должно уведомить вас об этом). Что бы увидеть результат выполнения программы, нажмите F5.
Попробуйте составить программу, которая не суммирует, а делит или умножает числа.
Так же внизу представлены некоторые бинарные(для двух чисел) команды, без описания. Попробуйте узнать – что они делают и для какого типа данных предназначены(real или integer):
+

/
*
div
mod
А на сегодня всё. Если этот пост будет одобрен, увидимся на следующем уроке. Удачи)

Урок 1. Первая программа на языке Паскаль

Урок из серии: «Язык программирования Паскаль»

Для начала написания непосредственно кода программы надо знать ее структуру: как правильно записываются команды, в каком порядке.

На первом занятии вы узнаете:

  1. Какова структура программы на языке Паскаль.
  2. Как написать простейшую программу.

Для создания программ можно использовать среду программирования Pascal ABC.

Если Паскаль на компьютере не установлен: Скачать PABCDistr.rar .

Структура программы

Программа на языке Паскаль начинается с заголовка, имеющего следующий вид:

За ним идет раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы (константы, переменные, типы, процедуры, функции, метки), которые будут использованы в программе.

После раздела описаний идет раздел операторов, который начинается со служебного слова begin (начало) и заканчивается служебным словом end (конец).

В этом разделе задаются действия над объектами программы, описанными в предыдущем разделе. Операторы в этом разделе отделяются друг от друга точкой с запятой. После последнего слова end ставится точка.

Общий вид программы:

В разделе описаний не обязательно должны быть все разделы.

В наших первых программах будет только один раздел — раздел Var (variable — переменная), в котором мы будем объявлять те переменные, которые будем использовать в разделе операторов.

Как написать простейшую программу

Рассмотрим простейшую задачу с линейным алгоритмом.

Для записи программы с линейным алгоритмом нам нужно описать входные и выходные данные, нужны процедуры для вводы и вывода данных и оператор присваивания.

Задача. Ввести с клавиатуры два числа. Вывести на экран их произведение.

Пояснения к программе

Имя этой программы example_1.

Из разделов описаний имеется лишь один — раздел переменных. Он начинается со служебного слова var, после которого идет последовательность объявления переменных, разделенных точкой с запятой.

В каждом объявлении перечисляются через запятую имена переменных одного типа, после чего ставится двоеточие и указывается тип переменных.

В нашем примере описаны три переменные: все они (a, b и rez) имеют целый тип (integer).

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова begin.

Первый встречающийся оператор — это writeln(‘текст’); — записать (вывести) на экран текст, заключенный между апострофами, ln добавляется в конце этого оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

Следующий оператор — это readln(a,b); — читать данные с клавиатуры.

В данном случае во время выполнения программы необходимо ввести два целых числа через пробел, тогда переменной a присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной b присваивается значение, равное второму введенному числу.

Например, вы ввели числа 12 и 45, тогда a = 12, а b = 45. В конце этого оператора также можно ставить ln.

После этих двух операторов стоит оператор присваивания: rez := a * b; (:= — это знак присваивания в языке Паскаль). Переменная rez получит значение, равное произведению числа a на число b .

Следующий оператор — это снова оператор writeln(‘текст’,rez) — он выведет на экран текст, заключенный между апострофами, а за ним значение переменной rez.

Затем следующий оператор writeln выведет на экран сообщение: »Нажмите », а оператор readln будет ожидать этого нажатия в окне выполнения.

Завершает раздел операторов end с точкой.

Выполнение программы

После запуска программы на экране появляется сообщение:

Введите два целых числа через пробел

Курсор мигает в следующей строке, вводим два целых числа через пробел и нажимаем , после этого появляется сообщение:

Коротко о главном

Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов.

Если программа содержит несколько операторов, то они разделяются знаком точки с запятой.

Начало и конец раздела операторов обозначаются ключевыми словами begin и end. После слова end в конце текста программы всегда ставиться точка. Она означает, что программа закончена.

Команда вывода на экран — write(‘текст’) и writeln(‘текст’) отличаются положением курсора после выполнения команды. Команда write(‘текст’) оставляет курсор на той же строке, что и текст, а writeln переводит курсор на новую строку.

Компиляция выполняется клавишей F9. Для выполнения программы надо нажать Ctrl+9.

Урок 3. Первая программа в Pascal

Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal.

Виды величин

Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal. Что такое величина? Величина — это отдельный информационный объект, хранящийся в памяти компьютера. Существуют две классификации величин. Мы рассмотрим каждую в отдельности.

Более подробно мы поговорим о них в последующих уроках.

В свою очередь числовой делится на два типа.

Привожу сразу обозначение этого типа в Паскаль

Символьные тоже делятся на два типа.

Вторая классификация величин.Константа — значение неизменно. Переменная — значение может меняться в течение работы программы. Переменные обозначаются символическими именами, которые называются идентификаторами. Как присвоить значение какой либо переменной? С помощью команды присваивания! Команда присваивания в Паскаль: :=

Первая программа на Pascal

Структура программы в Паскаль

Заголовок

Объявление переменных и констант

Раздел операторов

Ввод и вывод в Паскаль

У вас, наверняка, возникает вопрос: «Как вводить значения переменных с клавиатуры?», а также: «Как вывести на экран полученный результат?». Для этого используются четыре специальных оператора:

Для ввода:

  • read(Переменную)
  • readln(Переменную)

И для вывода:

  • write(Текст в »)
  • writeln(Текст в »)

«В чем разница между read и readln, write и writeln?»: снова озадачитесь вы. Ответ прост. Если добавляете «ln» (что расшифровывается, как Line), то курсор переносится на следующую строку.

Hello, World на Pascal

Теперь вы готовы написать первую программу.

Ну, тут все понятно. Чтобы разнообразить решение предлагаю решить несколько задачек этого типа.

Задача 1. Требуется запросить имя пользователя, а затем вывести «Привет, !» Для решения этой задачи нам потребуется строковой тип данных — string.

Задача 2. Требуется узнать сколько лет пользователю, а затем вывести «Вам лет». Очевидно, что для решения этой задачи нам потребуется целочисленный тип данных — Integer.

Ну, вот и все! Все, что я хотел рассказать вам в сегодняшнем уроке. Вы узнали, что такое величина в Pascal, и выучили основные типы. А также научились создавать простейшие линейные программы. Более подробно про типы в PascalABC.Net мы поговорим в следующих уроках. Кстати, про PascalABC.Net. Понятно, что писать программы на листочках бесполезно, и вы должны тренироваться на компьютере. По этой ссылке скачайте последнюю версию PascalABC.Net для Windows.
Вот, как выглядит интерфейс программы при запуске.


P.S. Давайте выделим две особенности Pascal:

  1. Паскаль НЕ чувствителен к регистру, то есть и program, и Program, и PrOgRaM для него ничем не отличаются. А потому с самого начала привыкайте писать в нижнем регистре, чтобы при переходе на другой язык программирования не испытывать никаких проблем с этим;
  2. Имя программы в Pascal не играет никакого значения, оно не несет в себе никаких полезных функций. Если хотите вы можете просто не писать ЕГО!

Источники:

http://pikabu.ru/story/uroki_programmirovaniya_na_yazyike_pascalurok_1_opisanie_i_pervaya_programma_2276234

http://gospodaretsva.com/urok-1-pervaya-programma-na-yazyke-paskal.html

http://learnpascal.ru/vvedenie-v-paskal/struktura-programmy.html

http://www.drive2.ru/b/2664762/

Ссылка на основную публикацию