Avr studio: среда разработки для программирования и отладки

Среда разработки AVR studio для микроконтроллеров AVR и Arduino

IDE – это интегрированная среда разработки, в состав которой включены разные шаблоны, библиотеки и функции отладчика. Если говорить о микроконтроллерах фирмы ATMEL, с 2004 для них разрабатывался мощный программный пакет AVR studio.

Первые версии

В первых версиях студии присутствовал ассемблер для AVR, вы можете его извлечь из первых сборок, однако позже этот проект был заброшен, а в качестве основного языка избран C AVR. Компилятором был платный и очень серьезный продукт IAR. Вы можете скачать бесплатный WINAVR, для этого после установки студии нужно проинсталлировать его.

Обратите внимание! Лучше это делать только после установки AVR studio 4 и других версий.

Долгое время фигурировала AVR studio 4 (на фото выше). Многие разработчики микроконтроллеров сталкивались с ней. Позже IDE модернизировали до AVR studio 5. Кроме интерфейса, особых изменений не было, а уже потом компания разработчик сделала ребрендинг продукта и изменила название на Atmel studio 6.

Среда AVR studio 5 поддерживала следующие микроконтроллеры:

Atmel studio 6 отличалась от AVR studio 5 значительно, самые заметные нововведения версии:

  1. Microsoft Visual Studio 2010 стал работать с семейством AVR.
  2. Улучшенная, по сравнению с AVR studio 5, подсветка синтаксиса.
  3. Добавлены подсказки и автозавершение набора команд, что ускоряет процесс разработки.
  4. В целом, вся работа среды стала надежнее.
  5. Добавлена поддержка ARM Cortex-M.
  6. WinAVR не нужно больше устанавливать отдельно, GCC теперь устанавливается в процессе инсталляции, в отличие от младших версий.

В Atmel studio 6 произошел скачек в лучшую сторону для пользователя программы, что сказалось на популярности семейств Атмела. Однако адекватной поддержки русских символов в путях к файлам добиться так и не удалось.

Актуальная версия – Atmel studio 7

Среду разработки кардинально использовал Visual Studio Isolated Shell 2015; с одной стороны, это решение не поддерживается на Windows XP, с другой – эти меры были предприняты для улучшения как внешнего вида программы, так и функционального.

Пожалуй, самым знаменательным стало добавление поддержки Arduino в Atmel studio 7. Это значит, что вы можете перейти от набора простейших скетчей к использованию всех функций C, отладки, симулятора МК и прочим функциям. Совмещение Arduino и Atmel studio 7 дало новый виток в развитии этой простой обучающей платформы.

Изучение Atmel studio с Arduino даст возможность перейти к полному и продуктивному освоению и более глубокому знакомству с сердцем ардуины – микроконтроллером Atmega.

Дополнительно с сайта Atmel можно скачать пакет для работы и подключения LCD. В качестве примера для освоения можно использовать LCD 1602, в интернете по нему много уроков, а разработчику на дисплее доступно 16 символов и 2 строки.

С чего начать освоение?

Начинать стоит, конечно же, с покупки программатора; самый бюджетный – это – USBASP. Программатор USBASP не поддерживается в Atmel Studio 7.

Как выглядит USBASP

Скачивайте драйвера на программатор и программу AVRdude, а чтобы заставить это все работать вместе, можно через командную строку воспользоваться командой:

«avrdude -c usbasp -p atmega32 -U flash:w:название файла с прошивкой.hex -U lfuse:w:0x6a:m -U hfuse:w:0xff:m»

и подключить его поддержку, создав профиль в atmel studio 7 (title – external tools), а в пункт Arguments ввести «-c usbasp -p atmega32 -U flash:w:$(TargetName).hex» и так для каждого типа используемых вами микроконтроллеров.

Только таким образом можно связать студио и программатор USBASP. Будьте внимательны при перепрошивке – вы можете повредить сигнатуру микроконтроллера, а восстановить её можно будет только 12 В (высоковольтным) программатором.

Какую литературу использовать для обучения?

В первую очередь скачивайте руководства с официального сайта к каждому из микроконтроллеров. Посоветовать конкретный учебник сложно, однако есть «DI Halt – AVR. Учебный курс» им можно пользоваться – создатель этого материала практик, автор многих статей на различных интернет ресурсах и просто уважаемый в кругах специалистов человек.

Электроника для всех

Блог о электронике

AVR. Учебный Курс. Отладка программ. Часть 1

У каждого случалась такая ситуация — программа вроде бы написана, даже компилится, но не работает. Почему не работает? Дак все же просто — в ней есть лажа!

Процесс избавления программ от лажи называется, соответственно, отлаживанием. И часто этот процесс длится куда дольше разработки, особенно в хитрых случаях, с привлечением внешней периферии.

В очередном цикле статей я постараюсь описать как можно более подробно методы, применяемые при отладке.

Метод 0. Тупление в код (Аналитический)
К моему великому удивлению, данный метод является наиболее популярным в народе и, а у начинающих порой единственным.
Видимо сказывается засилье всяких высокоуровневых языков вроде ПОХАПЭ или Си, где такое вполне может и проканать. Там да, можно пофтыкать несколько минут в исходник, глядишь да найдешь где накосячил.

И по наивности, не иначе, новички пытаются этот метод применить к своим ассемблерным программам.

И вот тут мозг срывает напрочь. С непривычки голова пухнет от попытки удержать в памяти состояние регистров, флагов, попыток просчитать куда пойдет ядро на следующем шаге.

Из этого же лезет народ убежденность в том, что ассемблерные программы сложны в написании и отладке.

Хотя я, в свое время, изучал ассемблер вообще без компа — не было его у меня. Тетрадка в клеточку, команды i8008 в столбик. А потом и Z80 с его божественным ассемблером. И опять без отладчиков, аналитически. Ляпота! Но вот когда я сел за ассемблер 80С51, в первую же очередь я нашел нормальную IDE с эмуляцией — Keil uVision. А эра х86 прошла под знаменем Borland Turbo Debugger и TASM. Когда моя первая 128 байтная интруха полыхнула по экрану пиксельным пламенем клеточного автомата… да ощущения были еще те. Где то ее сорцы валяются, надо поискать.

В написании может быть, но вот в отладке нифига подобного. Так как нечего тут думать. Ассемблер это как лопата — берешь и копаешь, а не думаешь как там поршни и трансмиссия в экскаваторе крутится.

А вот когда уже есть некоторый опыт ковыряния с ассемблером, когда всякие ветвления-переходы-адресации разруливаешь в уме, вот тогда аналитическим тупняком можно сходу искать баги. Но это для мастеров низкоуровневого кунг-фу. Поначалу, быстрей и проще пройтись трейсером по коду.

Под каждый стиль написания кода свои инструменты отладки. Поэтому переходим к другому методу.

Метод 1. Лопата — бери и копай (Трассировка)
Не можешь понять как будет вести код? Как сработают условия? Как пойдет ветвление? Что будет в регистрах?

Что тут думать? Выполни в эмуляторе и все! Какая-нибудь AVR Studio идеально для этого сгодится.

Компилируй программу и запускай на выполнение, а дальше выполняй ее пошагово, наблюдая за регистрами, флагами, переменными. Да за чем угодно, все в твоей власти.

Но тут есть ряд тонкостей, для кого-то очевидных, а кому-то и в голову не придет. Поэтому сыграю в Капитана и разжую их все.

Трассировка
Активно используй не только пошаговую трассировку (F11), но и такие удобные фичи как трассировка до курсора (Ctrl+F10), позволяющая сразу же выполнить весь код до курсора. Правда может застрять в каком нибудь цикле по пути. Но можно нажать на паузу и вытащить трассировщик из цикла вручную (выставив флаги так, чтобы произошел нужный нам переход).

Обход ненужных условий
Условия, встречающиеся на пути, довольно легко обходятся путем установки вручную нужных флагов. А если логика отлаживаемого участка от этого не пострадает, то можно и временно закомментить мешающий код. Если до нужного участка кода предстоит продраться через несколько десятков условий, то можно облегчить себе задачу, воткнув сразу же после всех нужных инициализаций секцию DEBUG

И все. И не напрягаясь отладить нужный участок, а потом удалить этот переход, чтобы вернуть логику программы в прежнее русло.

Генерация прерываний
Если нужно отлаживать прерывание, то необязательно этого прерывания дожидаться. Помни, что вызов прерывания делается установкой флага в соответствующем регистре. Т.е. хочешь ты сэмулировать прием байта по UART — тыкай на бит RXC регистра UCSRA и вот у тебя на следующем же шаге произошло прерывание. Разумеется если оно разрешено локально и глобально.

Если хочешь запустить прерывание в случайный момент. То нет ничего проще — запусти программу на исполнение (F5) через пару секунд тупления в монитор нажми паузу (Ctrl+F5), тычком по нужному биту сгенерь прерывание, а дальше пошагово влезь в обработчик и позырь что там происходит. После чего проверь, что выход из прерывания произошел корректно и пусти прогу пастись дальше.

Ускоряй процессы
Многие процессы на трассировке идут весьма длительно. Например, в режиме скоростного прогона (F5) эмуляция секунды на моем компе (AThlonXP 1300+/512DDRPC3200) идет около минуты, если не больше. Разумеется ждать столько западло.

Но зачем ждать? если алгоритм задержки верен, то что нам мешает взять и уменьшить время с секунд до десятков миллисекунд?
Если задержка сделана на таймере, то можно временно уменьшить предделители таймеров в 1. Или даже выставить другие значения уставок. Главное, не забыть вернуть все как было.

Остановка по требованию
Это в маршрутках остановок «Здеся» и «тута» не существует. В нашей же симуляции мы можем выгрузиться в пошаговый режим где угодно, хоть посреди МКАД в час пик. Достаточно применить волшебный щелчок по почкам.

Используй брейкпоинты или точки останова. Их можно ставить на произвольные участки кода и в режиме запуска на автомате (F5) симулятор сам воткнется в ближайший брейкпоинт. А дальше вручную, пошагово, проходим трудный участок. Выясняя почему он работает не так.

Причем брейкпоинты можно ставить не только на участки кода, но и на события происходящие в регистрах. Это, так называемые, Data Breakpoint. Ставятся они из Debug-NewBreakPoint-DataBreakPoint

А там на выбор событий тьма:

Например, хочешь ты поймать событие когда кто то стукнулся в ОЗУ и нагадил, запоров значение. Кто такой поганец? Стек? Где то в коде опечатался и не заметил? Индексный регистр не туда залез?

Чем гадать и тупить в код лучше поставить бряк. Например, загадилась переменная CCNT объявленная в RAM:

Выбираешь тип события, Location is Acessed (доступ к обьекту) в поле location выбираешь объект за которым будем следить В выпавшем списке будут ВСЕ твои символические имена используемые в программе. В том числе и наши CCNT и TCNT. Надо только внимательно поискать — они там не в алфавитном порядке, а черт знает в каком.

Дальше выбираешь тип доступа к переменной (Access Type) — чтение или запись, а может и то и другое. Также можно указать тип данной переменной или ее байтовый размер.

А еще можно в памяти разметить колышками Start Addr — End Addr (в графе Custom Scope) делянку, где наша конопля растет. И как только туда кто сунется — алярм, ловить и пинать по почкам.

А через контекстное меню, можно по быстрому, на любой регистр, ячейку ОЗУ/ПЗУ/EEPROM повесить Data breakpoint. При этом он сразу же появляется в окошке Breakpoints&TracePoints и там уже можно подправить ему конфигурацию как нужно.

Осталось только заполнить графу хитов Break Execution after… Т.е. после скольких событий останавливать трассировку. По умолчанию стоит 1. Но если, например, нам надо пропустить несколько сотен итераций цикла, а на сто первом посмотреть что происходит, то указываем число хитов в 100 и жмем запуск, не страдая фигней на промотке этих итераций.

Есть там еще одна интересная галочка — Continue executions after views have been updated. Она превращает бряк в информер. Думаю ты уже замечал, что когда студия гонит код в режиме выполнения (F5), то данные в окошках периферии и регистрах в реальном времени не меняются. Чтобы увидеть изменения надо поставить программу на паузу.
Так вот, брейкпоинт-информер нужен для принудительного обновления этих значений. Т.е. программа на нем не останавливается, а только лишь обвновляет данные в окошках. Что позволяет динамически наблюдать как данные ползают по памяти, как щелкают таймеры, как тикают регистры.

Своего рода автоматическое пошаговое выполнение (Alt+F5), но обновление не по каждой команде, а по условию. Да, превратить обычный путевой бряк в информер можно, но для этого надо открыть окно управления брейкпоинтами View-Toolbars-Breakpoint&TracePoint. И там уже, найдя наш путевой брейк, даблкликом по нему залезть в свойства.

Там же бряки можно оперативно включать-выключать, что очень удобно. Выключать и включать их также можно по F9.

Пускай на самотек
Если программа в железе ведет себя как то не так, то может у ней крышу сорвало? Когда пишешь на ассемблере (да и на Си тоже, но там поймать сложней) легко ошибиться со стеком или индексным переходом. А сразу не поймаешь. Далеко не факт, что срыв найдется при первом или втором пошаговом прогоне. В этом случае я просто жму запуск симуляции и ухожу нарезать колбаски и чаю налить. Прихожу — жму паузу. Если прога идет по своему циклу, значит все в порядке. Если же произошел срыв, то это будет сразу же видно — трассировщик сойдет с ума и выбросит тебя из исходного кода в дизассемблер, где будет видно, что происходит что то явно не из нашей оперы. Например, выполнение кода там где его нет — за пределами программы. Если такое случилось надо внимательно проверить возможные пути срыва. Наставив брейков на входы-выходы из прерываний, перед и после индексных переходов и так далее.

Еще тут может помочь режим автошага (Alt+F5) нажал его и студия сама начала шустро тикать тактами, сразу же показывая что происходит. Тебе же остается сидеть и тупить в этот телевизор, глядишь найдешь глюк. Пару раз я таким способом отлавливал ошибки атомарного доступа, вылезавшие только в полнолуние и исключительно по спец мантре.

Глядим внимательно
Несмотря на то, что можно тупить в регистры, порты или напрямую в память, делать это все равно неудобно — глаз замыливается разглядывать в этой каше наши значения. Даже несмотря на то, что при изменении они подкрашиваются красным. Тут нам поможет очередной инструмент студии Watch (вызывается по Alt+1). Ватч это гляделка. С ее помощю можно наши выделенные переменные пихать в отдельные окошки, где за ними удобно наблюдать.

Навести гляделку можно на что угодно — на регистр, на ячейку памяти, на порт. При этом мы можем выбирать тип отображения (DEC,HEX,ASCII), что бывает очень удобно.

А если мы отлаживаем Сишный код, то watch умеет показывать структуры и массивы не в виде кучи барахла в памяти (какими они на самом деле и являются), а красиво раскладывая все по полочкам.

Эмуляция периферии
Внутреннюю периферию отлаживать проще простого — все прерывания вот они, свисают в IO регистрах, дергай не хочу. Регистры там же. А вот внешняя…

Тут все плохо. Дело все в том, что Студия не имеет понятия о том, что есть за ее пределами. Поэтому либо отлаживать периферию ручным тыком по битам в портах (что ужасно муторно), либо юзать примочки вроде HAPSIM или StiGen от ARV. Да, пользуясь моментом, рекомендую прошуршать по сайту arv.radioliga.com — много интересных штуковин. Проблем они всех не решают, но лучше чем ничего.

Трассировка по Сишному коду
А тут все весело. Дело в том, что оптимизатор может так залихватски перелопатить код, что на исходный код он будет походить весьма и весьма отдаленно. Т.е. ты грузишь переменную в одном месте, а компилятор решил это сделать в самом начале программы. Работать то будет так как ты сказал, но вот отлаживать это… Некоторые участки кода вообще будут перепрыгиваться.

Т.к. оптимизатор все заоптимизировал за счет других строк, а промежуточные варианты тебе в виде отчета забыл предоставить.

В общем, я понимаю почему трассировка среди тех кто пытается писать на Си не прижилась. В том виде в каком ее видишь в первый раз пользоваться ей не хочется совершенно. В самом деле, кому охота связываться с дебильным симулятором? Проще уж в код тупить, там хоть какая то логика есть.
Но не стоить хоронить трассировку по высоким языкам раньше времени. Если отбросить приколы с выполнением некоторых участков кода, то все еще вполне ничего. А если выключить на время оптимизацию (параметр -O0), то вообще самое то. Правда отлаживать совсем без оптимизации я бы не советовал.

Т.к. с оптимизатором там есть свои приколы и грабли. И при несоблюдении ряда правил (volatile, пустые циклы и прочие фишечки), код который прекрасно работает без оптимизации на -Os с треском разваливается на куски.

Но общую логику работы программы отследить можно. А учитывая умные гляделки, бряки, информеры… так вообще сказка!

Но это далеко не все методы отладки. А так, самая малость. Однако трассировкой можно выловить 90% проблем связанных с внутренней периферией и алгоритмом работы кода на уровне ядра.

Впереди же будут описаны еще реалтаймовые способы на реальном железе — дебаг выводы, развлекухи с осциллографом, облизывание на логический анализатор и JTAG мониторы.
Не обойду вниманием и симуляторы вроде PROTEUSа, хотя я с недавних пор предпочитаю ими не пользоваться — мне своих глюков хватает.

32 thoughts on “AVR. Учебный Курс. Отладка программ. Часть 1”

а еще навешивание контрольных светодиодов, подмена функций на врапперы с системой логгирования, например, или счетчиком входа/выхода и пр.

Программные средства для микроконтроллеров AVR фирмы Atmel

1. ПО для написания и отладки микропрограммного обеспечения

Для написания и отладки микропрограммного обеспечения (МПО) требуется ряд инструментов, в т.ч.:

  • редактор кода программы;
  • компилятор;
  • отладчик кода программы (с помощью симулятора и/или аппаратного отладчика);
  • интерфейсы аппаратных отладочных средств (эмуляторы, программаторы, отладчики).

Для ускорения процесса создания МПО также могут использоваться мастера автоматической генерации кода программы, библиотеки функций и другое вспомогательное ПО.

Перечисленные инструменты, как правило, доступны в виде единого программного пакета, который носит название интегрированной среды для проектирования (IDE). Ниже, можно ознакомиться с большинством популярных IDE для микроконтроллеров AVR.

Наименование Разработчик Описание Язык программирования Ограничения бесплатной версии
AVR Studio Atmel Полностью бесплатная профессиональная IDE от производителя МК AVR. Ассемблер, Си/Си++ 1) нет
WinAVR Открытое ПО http://winavr.sourceforge.net/ Открытая IDE на основе бесплатного Си-компилятора AVR GCC. Си, Си++ нет
Arduino Arduino Software http://arduino.cc/ Написанная на Java и полностью бесплатная IDE, которая является частью одноименной открытой аппаратной платформы на основе МК AVR. Содержит простой редактор кода, компилятор (AVR GCC) и интерфейс программатора. Processing/ Wiring 2) нет
Algorithm Builder http://algrom.net/ Бесплатная IDE, которая в целях сокращения сроков разработки ПО в 3-5 раз, предлагает графический способ программирования в виде блок-схемы алгоритма. Графический ассемблер нет
AVRco E-LAB http://www.e-lab.de Простая в освоении коммерческая IDE с компилятором Паскаль и удобным мастером создания проекта, который автоматически добавляет поддержку драйверов указанных внутренних и внешних аппаратных компонентов. Паскаль 1) поддерживаются все МК, а код программы ограничен 4 килобайтами
2) поддерживаются только mega8/mega48, а код программы ограничен 8 килобайтами
IAR Embedded Workbench IAR Systems http://www.iar.com/ Профессиональная коммерческая IDE. Си, Си++ 1) 30-дневная оценочная версия
2) версия с ограничением кода программы 4 килобайтами
Micro-IDE BiPOM Electronics http://www.bipom.com/ Коммерческая недорогая IDE, поддерживающая разнообразные платформы МК. Поддержка МК AVR обеспечивается версией BASCOM-AVR со встроенным компилятором Бейсик. Бейсик Демоверсия с ограничением кода программы 2 килобайтами
SwiftForth Forth Inc. http://www.forth.com/ Интерактивная многоплатформенная коммерческая IDE на основе кросс-компилятора языка Forth, разработанного специально для встраиваемых систем и систем реального времени Forth Ограничение по коду программы, невозможность сохранения объектных файлов
CodeVisionAVR HP Infotech http://www.hpinfotech.ro Высококачественная IDE со встроенными ANSI Си-компилятором и мастером автоматической генерации программы. Си Оценочная версия с ограничением кода программы 3 килобайтами
Proteus Labcenter Electronics http://www.labcenter.co.uk/ Proteus – система для разработки электронных устройств на основе МК, в т.ч. AVR. Её схемный редактор поддерживает уникальную возможность моделирования работы электрической схемы вместе с МК, исполняющим заданную программу. При подключении специальных отладочных файлов (elf, cof) превращается в полнофункциональный отладчик программы на уровне исходного кода. Ассемблер, Си 3) Невозможность сохранения, печати и создания собственных схем на основе МК (допускается только просмотр и модификация входящих в комплект примеров)
  1. Cовместно с WinAVR.
  2. Язык Processing/Wiring – это тот же Си/Си++, но дополненный рядом простых в использовании библиотек для решения типичных задач ввода-вывода. Создан с целью быстрого освоения программирования МК даже новичками, аматерами и неспециалистами в области разработки встраиваемого ПО.
  3. В комплект не входят.
Тип Наименование
Компилятор Компилятор ассемблера для AVR
Утилита программирования ChipBlasterAVR – универсальная утилита для внутрисистемного программирования

3. Микропрограммное обеспечение

3.1. Операционные системы

Наименование, ссылка Описание
FreeRTOS http://www.freertos.org/ Многоплатформенная открытая операционная система реального времени (ОСРВ), которую абсолютно бесплатно можно использовать в коммерческих применениях.

Библиотека для работы с числами с плавающей запятой для процессоров AVR (15 Kb)

Среда разработки программ AVR Studio xx

Популярность микроконтроллеров AVR способствовала тому, что многие фирмы-производители программных средств поддержки микроконтроллеров (ассемблеров, компиляторов, отладчиков) создали программные пакеты поддержки AVR. Данный раздел содержит обзор программных средств, предлагаемых самой фирмой Atmel, и начинается со знакомства с основным программным пакетом – AVR Studio.

AVR Studio – это интегрированная отладочная среда разработки приложений (IDE) для микроконтроллеров семейства AVR (AT90S, ATmega, ATtiny) фирмы Atmel.

IDE AVR Studio содержит:

· транслятор языка ассемблера (Atmel AVR macroassembler);

· программное обеспечение верхнего уровня для поддержки внутрисхемного программирования (In-System Programming, ISP).

Отладчик AVR Studio поддерживает все типы микроконтроллеров AVR и имеет два режима работы: режим программной симуляции и режим управления различными типами внутрисхемных эмуляторов (In-Circuit Emulators) производства фирмы Atmel. Важно отметить, что интерфейс пользователя не изменяется в зависимости от выбранного режима отладки.

Отладочная среда поддерживает выполнение программ как в виде ассемблерного текста, так и в виде исходного текста языка С. Отладчик AVR Studio по формату объектного файла совместим с ассемблерами фирм Atmel (AVR Assembler) и IAR Systems (EWA90-Assembler – ftp://www.atmel.com/pub/atmel/ewa90-a.zip). По формату объектного файла ubrof AVR Studio совместим с компилятором С фирмы IAR Systems (ICCA90 C Compiler – www.iar.com), по формату coff – с компиляторами С фирм Imagecraft (ICCAVR и ICCtiny – http://www.imagecraft.com/software/index.html) и HP Infotech (CodeVisionAVR – http://infotech.ir.ro).

AVR Studio распространяется свободно, его последняя версия всегда доступна на сайте фирмы Atmel (http://www.atmel.com/atmel/products/prod203.htm).

Создание и трансляция проекта

После запуска AVR Studio для создания нового проекта необходимо в меню Project выбрать команду New. В результате на экране появляется диалоговое окно (рис. 4.1), в котором необходимо ввести название проекта (Project name) и его расположение (Location). Новый проект удобнее создавать в отдельной папке.

Рис. 4.1.Окно создания нового проекта

Далее выбирается тип проекта:

· AVR Assembler.Использует встроенный макроассемблер AVR Studio.

· Generic 3D party C compiler.Использует внешний компилятор С, имеющий интерфейс командной строки.

При выборе пункта AVR Assembler после нажатия кнопки OK на экране появляется окно организации проекта (рис. 4.2), показывающее все связанные с проектом файлы. Далее к проекту должен быть добавлен файл программы на языке ассемблера. Это можно сделать разными способами: или в проект добавляется уже существующий файл с расширением .asm, или создается новый.

Для создания нового файла необходимо в этом окне выбрать группу Assembler Files и в меню Project выбрать пункт Add File. В открывшемся окне следует ввести название файла с расширением .asm. Если файл был создан ранее, то его необходимо найти на диске и двойным щелчком мыши занести в строку .

Рис. 2. Окно организации проекта

Созданный (или найденный) таким образом файл будет помещен в группу Assembler Files в окне организации проекта. Подобным же образом можно подключить к проекту и другие ассемблерные файлы, но группа Assembler Files может содержать только один файл, с которого в дальнейшем будет начинаться трансляция проекта. Назовем этот файл входным ассемблерным файлом проекта. Значок этого файла в окне организатора проекта отмечен красной стрелкой вправо, все другие файлы проекта будут отмечены синими стрелками, направленными вниз (рис. 4.3). Все файлы проекта должны быть включены во входной файл проекта с помощью ассемблерной директивы .include. Для смены входного файла проекта на другой надо установить курсор мыши на нужный файл в окне организации проекта и щелкнуть правой кнопкой мыши. В открывшемся всплывающем окне надо указать этот файл как Assembler entry file.

Для того, чтобы в тексте ассемблерных файлов вместо адресов внутренних регистров микроконтроллера использовать их символические имена, нужно подключить к проекту файл, содержащий назначения символических имен всех регистров выбранного микроконтроллера (обычно его называют включаемым файлом), например m103def.inc. Включаемые файлы входят в прикладное программное обеспечение AVR Studio и при инсталляции помещаются в папку Appnotes в директории, где установлен AVR Studio.

Рис. 4.3. Окно организации проекта с подключенными файлами проекта

Для редактирования исходного текста программы необходимо в папке Assembler Files в окне организации проекта открыть нужный файл с расширением

Рисунок 4.4 Окно редактирования программы на языке ассемблера

.asm. В открывшееся окно для редактирования файла можно с клавиатуры или через буфер компьютера ввести текст программы на языке ассемблера (рис. 4.4).

Перед трансляцией нужно задать установки проекта. В пункте меню Project выбирается Project Settings, и в открывшемся окне установок проекта указывается необходимый формат выходного файла. AVR Studio поддерживает следующие выходные форматы:

· Intel Intellec 8/MDS (Intel Hex)

Для отладки в AVR Studio необходим файл в формате Object (объектный файл). Однако большинство программаторов в качестве входных используют файлы в формате Intel Hex.

Далее осуществляется трансляция программы и проверка правильности её написания. Выбирается пункт Assemble в меню Project. Открывшееся окно Project Output содержит сообщения ассемблера. В это окно выводится информация о количестве слов кода и данных, о наличии ошибок, и другая информация (рис. 4.5).

Рис.5. Окно сообщений ассемблера

Для локализации ошибок трансляции в случае их наличия можно в окне сообщений ассемблера установить курсор мыши на сообщение об ошибке и два раза щелкнуть левой кнопкой мыши. При этом в окне редактирования исходного текста программы курсор будет установлен на строку, вызвавшую сообщение об ошибке, и эта строка будет выделена цветом.

В результате трансляции создается выходной файл в указанном формате. Если исходный ассемблерный текст содержал сегмент энергонезависимых данных (объявленный директивой .eseg), то при трансляции будет создан также файл с расширением .eep. Этот файл содержит данные для внутренней EEPROM микроконтроллера и имеет тот же формат, что и выходной файл.

Если в результате трансляции не выдается сообщений об ошибках, можно приступать к отладке проекта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8618 – | 7453 – или читать все.

193.151.241.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://easyelectronics.ru/avr-uchebnyj-kurs-otladka-programm-chast-1.html

http://www.gaw.ru/html.cgi/txt/soft/avr/start.htm

http://studopedia.ru/14_112941_sreda-razrabotki-programm-AVR-Studio-xx.html

http://arduinoplus.ru/delaem-avtopoliv-rastenii-arduino/

Ссылка на основную публикацию